Честь — самое главное и, возможно, самое непонятное для нас понятие Средневековья. Однако без понимания того, чем была честь для человека того времени, обойтись нельзя.

В те времена человек понимал себя прежде всего как часть своего рода. За его спиной стояла вереница предков, а перед ним — череда потомков. Ответственность несли не только за себя, но и за род в целом. Имя, переданное предками, должно было бы передано потомкам не посрамленным. Имя здесь — не абстрактное понятие, а вполне ощутимый капитал, гарант статуса в обществе.

Интегрированным в общество быть очень важно. Средневековый человек осмысляет себя через то, на какой ступеньке человеческой лестницы он находится. Он не только представитель определенного рода, но и находится в определенном сословии. Даже те, кто по какой-то причине лишены места в иерархии стараются найти его для себя. Бастард будет пытаться завоевать имя или же станет монахом, то есть займет место в церковной иерархии. Даже маргиналы вроде нищих или актеров образуют гильдии по образцу "нормальных", внутри которых каждый занимает определенную позицию и играет определенную роль.

Никому не приходило в голову считать неправильной существующую иерархию. Многие осуждали правителей или Папу, потому что те вели себя не так, как им было положено, многие имели зуб на священников, если те были грешны или жадны. Но никто даже не заикался о том, что не должно быть императора и Папы, или не должна существовать церковь. Сословия, существующая система правления, система гильдий и цехов, любые другие проявления системы давали человеку ощущение надежности и правильности, некую условную стабильность, в которой и ему находилось место. Поэтому бунт против мироустройства был практически невозможен, он потряс бы основы - а кто будет пилить сук, на котором сидит?

Даже на нарушение закона идут в основном те, кому уже нечего терять — те, кто уже исторгнут из общества, или же те, кто всеми силами старается сохранить имеющееся положение. Разбойником становится нищий рыцарь, не имеющий своего надела или не получающий со своей земли достаточно денег — будучи нищим, он рискует потерять свой статус, стать никем.

Таким образом, общество на тот момент — сложная система иерахии, статусов и взаимосвязей. Причем, что немаловажно, вся эта система держится буквально "на честном слове". Большинство людей неграмотно, большая часть договоренностей заключается устно, слово и жест имеют куда большее значение, чем документ. В этих условиях клятва — важнейшая вещь, воспринимаемая очень и очень серьёзно. Если бы не клятвы, вся общественная система, которая держится на одной личной верности, посыпалась бы. Поэтому в детях знатных семей с младых ногтей воспитывается идея о том, что ты должен блюсти клятвы и быть верным сюзерену — иначе общество отвергнет тебя, а то и твой род.

Репутация, незапятнанная честь служит гарантом выполнения обязательств, доказывает, что с этим человеком можно иметь дело. Прослыть бесчестным означает лишиться доверия и любой поддержки, а, значит, поставить само свое существование под угрозу.

Кодекс чести — по сути, набор правил поведения, границы, за которые нельзя переступать. Этот набор различен в зависимости от того, какую ступеньку иерархии занимает конкретный человек. Для рыцаря в описываемое нами время кодекс чести выглядит примерно следующим образом.

Рыцарь должен быть:

— Верным сюзерену. Служить ему, выступать со своим войском, если ему нужна помощь, заботиться о его чести. Ведь если твой сюзерен обесчещен — это бросает тень и на тебя.

— Верным Богу как главному сюзерену. Следовать заповедям, каждую неделю ходить в храм, быть милосердным,
исповедоваться, защищать вдов и сирот, воевать за церковь.

— Быть верным слову. Соблюдать клятвы.

— Быть храбрым на поле боя. И если этот пункт противоречит верности Богу и нарушает заповеди, то лучше соблюдать этот: храбрым быть важнее, чем набожным и добрым. Однако щадить пленников всё-таки однозначно хорошо.

— Быть честным. Это следствие сразу нескольких предыдущих пунктов. Не обманывать, не бить в спину, ведь это и против Божьих заповедей, и трусливо. А уж если при этом нарушается клятва, то ничего нет отвратительней.

— Быть щедрым. Особенно если ты правитель. Ты должен дарить подарки своим людям и гостям, раздавать милостыню. Причём от нижестоящих подарки принимать не стоит. Получение подарка ведёт к определённой зависимости от дарящего.

— Соответствовать своему статусу и в других вещах. Выглядеть достаточно роскошно, занимать положенное тебе место за столом и возле трона. Быть гордым, даже высокомерным, а не скромным и униженным. Но гордость не означает ледяной холодности и пафосности, скорее наоборот. Мужчины и женщины Средневековья бурно эмоциональны и не считают должным скрывать как смех, так и слёзы.

— И нововведение: быть куртуазным. Это значит быть способным к любви, любить какую-нибудь даму, быть ей верным (и тут тоже верность!). Разбираться в отношениях между мужчиной и женщиной. В идеале посвящать даме стихи и песни (хотя для этого можно и шпильмана нанять).

Этот последний пункт довольно свеж и может быть не принят людьми старшего поколения, но молодёжь старается быть куртуазной, почитать дам. Дам равных себе или выше статусом, конечно. Крестьянок никто почитать не будет.

Что же касается самих дам, то у них тоже есть свой кодекс чести.

Знатная дама должна быть:

— Милосердна. Несмотря на то, что мужчина считается более разумным, чем женщина, именно женщина выступает миротворцем, взывает к милосердию. И к её словам прислушиваются.

— Добра. Женщине не пристало быть агрессивной, жестокой, мстительной.

— То же, что у рыцаря: поведение дамы должно соответствовать её высокому статусу.

— Целомудренна. Это самое главное. Ей вообще нужно следовать заповедям, но для женщины главная из них — "не прелюбодействуй". Более того, не поднимай глаз, не показывай носок туфли и в целом не соблазняй.

— Однако в связи с новыми веяниями дамы стали флиртовать, благосклонно принимать стихи и признания рыцарей, подавать им знаки внимания. Более того, для современной дамы быть холодной к куртуазной любви не очень прилично.

Если вы видите противоречие между двумя пунктами, то вы правы: граница между куртуазным и неприличным действительно довольно зыбкая. Люди старой закалки и вовсе куртуазное считают неприличным.

Да и в целом любой из пунктов подлежит индивидуальной трактовке. Взять хотя бы убийство Зигфрида из нашего канона. С точки зрения убийцы и сочувствующих ему это проявление безусловной верности, защита чести короля. Но есть и противоположный взгляд: убийство нарушает закон гостеприимства и клятву дружбы, да ещё и было совершено ударом в спину (то есть подло и трусливо). И та, и другая точка зрения могут быть с успехом подкреплены доказательствами.

Реальная жизнь вообще вносит свои коррективы в образ безупречного рыцаря. Об этом тоже стоит помнить.

@темы: Нибелунги, традиции