Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Прежде всего, любовь и брак — две совершенно между собой не связанные вещи. Они могут встречаться вместе, но это вовсе не обязательно и бывает редко, как сочетание светлых волос и карих глаз. По отдельности это вещи ценные и важные, хоть и в разной степени и в разных сферах жизни.
Бургунды и нидерландцы
Брак
Брак — это союз, заключённый между двумя родами и их отдельными представителями. Цель этого союза — рождение детей.
Что касается союза между родами, то напоминаю, что человек прежде всего — представитель собственного рода. Поэтому включение в семью нового члена, связь с другим родом через брак означают новые отношения между этими родами. Отныне они — родственники.
Благо рода является ключевым вопросом и в том, что касается рождения детей. Для каждого человека важно оставить потомство, чтобы его род не прервался, чтобы он продолжился в детях и внуках. Это важная ответственность, великий долг и большое желание большинства людей. Тем более что и религия подчёркивает: способность даровать новую жизнь — дар Божий. Тот, кто не может оставить детей по причине собственного бесплодия или бесплодия супруга/супруги — тяжко страдает и ощущает свою неполноценность. Нередко окружающие, да и он сам, полагают, что отсутствие детей означает Божью кару.
читать дальшеК тому же, брак и рождение детей — это социальный лифт. "Я барон, а мои внуки будут графами" — вполне серьёзная мотивация для союза. Однако у этого лифта есть свои пределы. Дочь барона замужем за графом находится в пределах нормы, но мелкая дворянка замужем за ним же уже не очень комильфо и повод для слухов. Представители низших сословий в брачном контексте не рассматриваются в принципе, сочетаться браком с не-дворянином — это нонсенс.
Большинство людей женилось довольно рано. Но при этом вопрос это был очень серьёзный, и переговоры начинались загодя. Сильные мира сего могли обручиться и вовсе детьми, чтобы закрепить союз между семьями, а собственно заключение брака откладывалось до совершеннолетия молодожёнов (в разных местах оно наступает в разное время, но обычно это около 16 лет).
Причём брак в те времена заключался следующим образом: сперва приносились брачные клятвы в присутствии свидетелей, а затем уже происходило венчание. Иногда между первым и вторым проходил довольно большой промежуток времени. Венчание было более важным актом, и только тогда церковь считала брак действительно заключённым, но для заключающих договор сторон важнее была сама клятва и, конечно, передача приданого и другие оговорённые манипуляции с имуществом.
За женой давалось определённое приданое, также ей выделялся вдовий надел, то есть то имущество, с которого она будет кормиться, если останется без мужа. Муж же должен был после свадьбы наградить молодую "утренним даром" — богатым подарком, вручаемой жене мужем наутро после первой брачной ночи, как бы в благодарность за пролитую девственную кровь. На нём лежала обязанность содержать всю семью.
Заключив брак, супруги должны прожить друг с другом всю жизнь — разводов тогда не существовало. Брак мог быть признан недействительным по причине супружеской измены или бесплодия одного из супругов, но это происходило редко и сопровождалось громким скандалом. Мало кто решался на то, чтобы начать подобный процесс. Исход дела зависел от Папы Римского.
Как же должна была выглядеть эта жизнь в супружестве с точки зрения общества?
Хороший брак это:
- супруги происходят из достойных, подходящих друг другу семей (жена — ещё из рода, где женщины известны плодовитостью),
- много здоровых детей обоих полов,
- увеличившееся за счёт заключения брака благосостояние семьи,
- и прочное благосостояние в течение жизни супругов, наличие приданого для дочерей,
- верность супругов, прежде всего — жены (неверность мужа также весьма осуждалась церковью, хотя общество было к ней снисходительно).
Плохой брак это:
- репутация кого-то из супругов с душком — семья одного из них имеет дурную славу, про невесту говорят, что она не девственница, про жениха ходят слухи, что он развратник, какие-то нелады с приданым и т.д.,
- супруги не ровня друг другу,
- за невестой плохое приданое или жених не может одарить её положенным "утренним даром", не может достойно содержать семью,
- долгое время или вообще нет детей,
- супруги не живут вместе,
- муж изменяет жене (когда жена изменяет мужу — это куда более скандально, гораздо более сурово наказуемо и может привести к катастрофе, ведь наследники рода могут быть вообще не от мужа).
Отсутствие же брака — однозначно плохо, если только речь не идёт о монашестве.
Если зашла речь о супружеской измене, то стоит упомянуть бастардов, которых в просторечии называют ублюдками или байстрюками. Незаконнорожденный находится вне общественной системы, особенно если его родители происходят из разных сословий. Сын дворянина и крестьянки никогда не будет признан кругом своего отца как равный и никогда не будет своим в сословии матери. Бастарды вызывают презрение и опаску у нормальных людей — во-первых, непонятно как к нему относиться, а всё непонятное неприятно, а, во-вторых, если его родители нарушили общественные запреты, то, возможно, и он сам потенциальный преступник. Тем более что двусмысленное положение и впрямь нередко заставляет искать противозаконный заработок. Сами бастарды стыдятся своего ущербного положения. В этом статусе нет ровным счётом ничего романтического. Он означает только грязь, презрение, невозможность нормально устроиться в жизни.
Однако в случае, если у мужчины нет наследника, он может оставить своё имущество и даже титул, если таковой имеется, незаконному сыну. Рождённым вне брака девочкам приходится куда хуже: если мальчик ещё может пригодиться своему отцу, то дочь никому не нужна.
Любовь
Прежде всего любовь в тот период Средневековья подразумевала целый спектр различных чувств и состояний — от бесплотного поэтического воспевания до чувственности самого грубого пошиба.
Первая крайность называлась "высокой любовью". Это означало возвышенное обожание, которое придаёт образу дворянина законченность, правильность, должную "окультуренность". Молодой человек выбирал даму равную себе по статусу или выше себя и пытался обратить на себя её внимание, услужить ей. Он был готов выполнять её приказы и даже капризы, развлекать её. Наконец, он посвящал ей стихи и выходил на бой с её рукавом в качестве знамени (если она, конечно, даровала ему такую честь).
Последний момент напоминает выступление в бой под знаменем своего сюзерена. И в самом деле, вся схема отношений рыцаря и дамы списана с системы вассалитета. Рыцарь клялся служить даме, так же, как клялся сюзерену, и, если сюзерен за службу награждал его землёй и дарами, то дама награждала своим вниманием и своим приятным обществом. Кроме того, подразумевалось, что цепи любви приятны сами по себе.
При этом рыцарь вполне мог посвящать стихи одной даме, быть женатым на другой, а спать с третьей. Это были попросту разные аспекты его жизни.
Потому что помимо "высокой любви" существовала просто "любовь", по-немецки — minne (отсюда термин "миннезанг", означавший куртуазную поэзию — "песня о любви"). Это слово обозначала все любовные чувства скопом — как возвышенные, так и не очень.
Поэтическое и плотское существовали независимо друг от друга, и, если они были направлены на один объект, это было примерно таким же совпадением, как совмещение солнца и воды во время "грибного" дождя. Так что рыцарь мог любить свою даму в том смысле, какой мы сегодня вкладываем в это слово — то есть и в романтической плоскости, и в сексуальной одновременно — но вовсе не обязательно. То же касается и женитьбы рыцаря на своей даме. В Песни о Нибелунгах и Зигфрид, и Гюнтер женились на тех, кого они до того поэтически обожали. Это красиво, но воспринимается как своего рода экзотика.
Следует также заметить, что термин "любовь" не привязан только к романтической любви между мужчиной и женщиной. Мужчина вполне может сказать своему другу (а женщина подруге)"Я люблю тебя", не имея в виду под этим ничего непристойного, а вассал говорить о своей любви к сюзерену, имея в виду верность.
Секс
Наконец, что касается чистого секса без примеси романтики, то на этой части жизни лежала печать греховности, однако большинство не особенно по этому поводу страдало, особенно мужчины. Знатные женщины тоже позволяли себе приятные приключения, хотя это и было для них куда большим риском, чем для их мужей. И, если о поэтической любви писались стихи, то о сексе говорили с грубой и почти наивной простотой. Конечно, это была невозможная тема в разговоре мужчины и женщины, но в кругу друзей или подруг своего пола всё обстояло куда проще. Наш канон даёт примеры такой откровенности. Вассалы, любуясь Кримхильдой, думают: "Хотел бы я вот так идти с ней (как Зигфрид) или с ней лежать". Рюдигер, предлагая свою дочь в жёны бургундскому принцу, говорит: "И ты сможешь ласкать её нежное тело". Про Брюнхильду и Гюнтера вполне чётко написано, что она не давала ему до приезда в Вормс (русские переводчики тут обошлись целомудренными экивоками).
Кстати, отметьте, что в двух из трёх примеров речь идёт о супружеских отношениях. Любовь могла обходиться без секса, но брак и секс были неразрывно связаны.
Что касается нетрадиционных видов секса, то все они, от орального секса до контактов с животными, носят название "содомия" и в разной степени осуждаются церковью. И если супруги в целом делают друг с другом что хотят, и осуждение носит тут сугубо формальный характер, то такие маргинальные виды секса, как однополые связи или скотоложество, воспринимаются с отвращением всем обществом и осуждаются. Защитить от гнева общества такого извращенца может только высокий статус и недоказанность преступления. Обвинить в таких практиках означает тяжко оскорбить.
Супружеские измены и извращения караются церковью, а вот изнасилование является уголовно наказуемым преступлением. Если была изнасилована незамужняя девица, насильник, как правило, обязан жениться на ней.
Заканчивая эту тему, стоит отметить, что под тонкой корочкой христианской культуры бурлила культура языческая, чувственная. В отдельные моменты они могли вступать в мучительное противоречие, но большинство жило в рамках более или менее лицемерного двоеверия. Это касается не только секса и любви, но и его тоже.
Однако о религии и грехе буде отдельный разговор. Покамест перейдём к исландцам.
Исландцы
Для них брак не является священным таинством, это всего лишь брачный договор. Поэтому при нарушении оного договора брак легко может быть расторгнут (это делается в устной форме), и бывшая жена, скорее всего, вернётся в дом отца.
Муж должен помогать родным своей жены, защищать их честь, а они должны поддержать его и оказывать ему помощь. Даже за оскорблением мужем родни жены автоматически следует развод. Собственно, это и есть главная причина для расторжения брака (помимо побоев и несправедливости в имущественных вопросах)
Другим интересным отличием является неторопливость исландцев в вопросах брака. Девушка нередко предпочтёт подождать жениха получше, чем выскочит замуж из страха остаться старой девой. Конечно, решает этот вопрос ей семья, но и мнение невесты — далеко не самое последнее.
Более спокойное отношение к браку отражается на вопросах супружеской измены и статусе бастардов. У мужа вполне могут быть наложницы, а наследовать отцу может и незаконный ребёнок. Более того, разница в статусе законных детей и бастардов малозаметна. Порой бастарду, если он старше законного сына, может быть даже оказано предпочтение, особенно если он талантлив или, как считается, отмечен благословлением богов.
Таким образом, осуждаются только совершаемые женой измены — ведь тогда неизвестно, чьими на самом деле являются её дети.
В остальном хороший брак в представлении исландцев примерно таков же, как и для более южных народов.
Что же касается любви, то часто плотская страсть рассматривается как источник беззакония и преступлений. Это страшная и не зависящая от человека сила. В сагах нередко воспевается любовь, однако многие любовные истории в них заканчиваются печально. Заметно бОльшим уважением пользуются родственная и товарищеская любовь, а также верная любовь между супругами.
Наконец, секс может быть составляющей супружеских чувств или страстной любви, но и прекрасным образом существует отдельно. К нему относятся спокойно, говорят о нём открыто, считают частью нормальной жизни. Однако маргинальные виды секса осуждаются не меньше, чем на юге. Обвинить в скотоложестве или содомии — тяжкое оскорбление (существует специфическое выражение "Ты родил от меня волка", что означает "имел я тебя"). Более того, поведение, несвойственное полу данного человека, считается признаком колдуна и воспринимается как опасное. Института, который карал бы за подобное, не существует, хотя может последовать самосуд. За супружескую измену или изнасилование с преступником будет разбираться родня оскорблённого или оскорблённой.
Бургунды и нидерландцы
Брак
Брак — это союз, заключённый между двумя родами и их отдельными представителями. Цель этого союза — рождение детей.
Что касается союза между родами, то напоминаю, что человек прежде всего — представитель собственного рода. Поэтому включение в семью нового члена, связь с другим родом через брак означают новые отношения между этими родами. Отныне они — родственники.
Благо рода является ключевым вопросом и в том, что касается рождения детей. Для каждого человека важно оставить потомство, чтобы его род не прервался, чтобы он продолжился в детях и внуках. Это важная ответственность, великий долг и большое желание большинства людей. Тем более что и религия подчёркивает: способность даровать новую жизнь — дар Божий. Тот, кто не может оставить детей по причине собственного бесплодия или бесплодия супруга/супруги — тяжко страдает и ощущает свою неполноценность. Нередко окружающие, да и он сам, полагают, что отсутствие детей означает Божью кару.
читать дальшеК тому же, брак и рождение детей — это социальный лифт. "Я барон, а мои внуки будут графами" — вполне серьёзная мотивация для союза. Однако у этого лифта есть свои пределы. Дочь барона замужем за графом находится в пределах нормы, но мелкая дворянка замужем за ним же уже не очень комильфо и повод для слухов. Представители низших сословий в брачном контексте не рассматриваются в принципе, сочетаться браком с не-дворянином — это нонсенс.
Большинство людей женилось довольно рано. Но при этом вопрос это был очень серьёзный, и переговоры начинались загодя. Сильные мира сего могли обручиться и вовсе детьми, чтобы закрепить союз между семьями, а собственно заключение брака откладывалось до совершеннолетия молодожёнов (в разных местах оно наступает в разное время, но обычно это около 16 лет).
Причём брак в те времена заключался следующим образом: сперва приносились брачные клятвы в присутствии свидетелей, а затем уже происходило венчание. Иногда между первым и вторым проходил довольно большой промежуток времени. Венчание было более важным актом, и только тогда церковь считала брак действительно заключённым, но для заключающих договор сторон важнее была сама клятва и, конечно, передача приданого и другие оговорённые манипуляции с имуществом.
За женой давалось определённое приданое, также ей выделялся вдовий надел, то есть то имущество, с которого она будет кормиться, если останется без мужа. Муж же должен был после свадьбы наградить молодую "утренним даром" — богатым подарком, вручаемой жене мужем наутро после первой брачной ночи, как бы в благодарность за пролитую девственную кровь. На нём лежала обязанность содержать всю семью.
Заключив брак, супруги должны прожить друг с другом всю жизнь — разводов тогда не существовало. Брак мог быть признан недействительным по причине супружеской измены или бесплодия одного из супругов, но это происходило редко и сопровождалось громким скандалом. Мало кто решался на то, чтобы начать подобный процесс. Исход дела зависел от Папы Римского.
Как же должна была выглядеть эта жизнь в супружестве с точки зрения общества?
Хороший брак это:
- супруги происходят из достойных, подходящих друг другу семей (жена — ещё из рода, где женщины известны плодовитостью),
- много здоровых детей обоих полов,
- увеличившееся за счёт заключения брака благосостояние семьи,
- и прочное благосостояние в течение жизни супругов, наличие приданого для дочерей,
- верность супругов, прежде всего — жены (неверность мужа также весьма осуждалась церковью, хотя общество было к ней снисходительно).
Плохой брак это:
- репутация кого-то из супругов с душком — семья одного из них имеет дурную славу, про невесту говорят, что она не девственница, про жениха ходят слухи, что он развратник, какие-то нелады с приданым и т.д.,
- супруги не ровня друг другу,
- за невестой плохое приданое или жених не может одарить её положенным "утренним даром", не может достойно содержать семью,
- долгое время или вообще нет детей,
- супруги не живут вместе,
- муж изменяет жене (когда жена изменяет мужу — это куда более скандально, гораздо более сурово наказуемо и может привести к катастрофе, ведь наследники рода могут быть вообще не от мужа).
Отсутствие же брака — однозначно плохо, если только речь не идёт о монашестве.
Если зашла речь о супружеской измене, то стоит упомянуть бастардов, которых в просторечии называют ублюдками или байстрюками. Незаконнорожденный находится вне общественной системы, особенно если его родители происходят из разных сословий. Сын дворянина и крестьянки никогда не будет признан кругом своего отца как равный и никогда не будет своим в сословии матери. Бастарды вызывают презрение и опаску у нормальных людей — во-первых, непонятно как к нему относиться, а всё непонятное неприятно, а, во-вторых, если его родители нарушили общественные запреты, то, возможно, и он сам потенциальный преступник. Тем более что двусмысленное положение и впрямь нередко заставляет искать противозаконный заработок. Сами бастарды стыдятся своего ущербного положения. В этом статусе нет ровным счётом ничего романтического. Он означает только грязь, презрение, невозможность нормально устроиться в жизни.
Однако в случае, если у мужчины нет наследника, он может оставить своё имущество и даже титул, если таковой имеется, незаконному сыну. Рождённым вне брака девочкам приходится куда хуже: если мальчик ещё может пригодиться своему отцу, то дочь никому не нужна.
Любовь
Прежде всего любовь в тот период Средневековья подразумевала целый спектр различных чувств и состояний — от бесплотного поэтического воспевания до чувственности самого грубого пошиба.
Первая крайность называлась "высокой любовью". Это означало возвышенное обожание, которое придаёт образу дворянина законченность, правильность, должную "окультуренность". Молодой человек выбирал даму равную себе по статусу или выше себя и пытался обратить на себя её внимание, услужить ей. Он был готов выполнять её приказы и даже капризы, развлекать её. Наконец, он посвящал ей стихи и выходил на бой с её рукавом в качестве знамени (если она, конечно, даровала ему такую честь).
Последний момент напоминает выступление в бой под знаменем своего сюзерена. И в самом деле, вся схема отношений рыцаря и дамы списана с системы вассалитета. Рыцарь клялся служить даме, так же, как клялся сюзерену, и, если сюзерен за службу награждал его землёй и дарами, то дама награждала своим вниманием и своим приятным обществом. Кроме того, подразумевалось, что цепи любви приятны сами по себе.
При этом рыцарь вполне мог посвящать стихи одной даме, быть женатым на другой, а спать с третьей. Это были попросту разные аспекты его жизни.
Потому что помимо "высокой любви" существовала просто "любовь", по-немецки — minne (отсюда термин "миннезанг", означавший куртуазную поэзию — "песня о любви"). Это слово обозначала все любовные чувства скопом — как возвышенные, так и не очень.
Поэтическое и плотское существовали независимо друг от друга, и, если они были направлены на один объект, это было примерно таким же совпадением, как совмещение солнца и воды во время "грибного" дождя. Так что рыцарь мог любить свою даму в том смысле, какой мы сегодня вкладываем в это слово — то есть и в романтической плоскости, и в сексуальной одновременно — но вовсе не обязательно. То же касается и женитьбы рыцаря на своей даме. В Песни о Нибелунгах и Зигфрид, и Гюнтер женились на тех, кого они до того поэтически обожали. Это красиво, но воспринимается как своего рода экзотика.
Следует также заметить, что термин "любовь" не привязан только к романтической любви между мужчиной и женщиной. Мужчина вполне может сказать своему другу (а женщина подруге)"Я люблю тебя", не имея в виду под этим ничего непристойного, а вассал говорить о своей любви к сюзерену, имея в виду верность.
Секс
Наконец, что касается чистого секса без примеси романтики, то на этой части жизни лежала печать греховности, однако большинство не особенно по этому поводу страдало, особенно мужчины. Знатные женщины тоже позволяли себе приятные приключения, хотя это и было для них куда большим риском, чем для их мужей. И, если о поэтической любви писались стихи, то о сексе говорили с грубой и почти наивной простотой. Конечно, это была невозможная тема в разговоре мужчины и женщины, но в кругу друзей или подруг своего пола всё обстояло куда проще. Наш канон даёт примеры такой откровенности. Вассалы, любуясь Кримхильдой, думают: "Хотел бы я вот так идти с ней (как Зигфрид) или с ней лежать". Рюдигер, предлагая свою дочь в жёны бургундскому принцу, говорит: "И ты сможешь ласкать её нежное тело". Про Брюнхильду и Гюнтера вполне чётко написано, что она не давала ему до приезда в Вормс (русские переводчики тут обошлись целомудренными экивоками).
Кстати, отметьте, что в двух из трёх примеров речь идёт о супружеских отношениях. Любовь могла обходиться без секса, но брак и секс были неразрывно связаны.
Что касается нетрадиционных видов секса, то все они, от орального секса до контактов с животными, носят название "содомия" и в разной степени осуждаются церковью. И если супруги в целом делают друг с другом что хотят, и осуждение носит тут сугубо формальный характер, то такие маргинальные виды секса, как однополые связи или скотоложество, воспринимаются с отвращением всем обществом и осуждаются. Защитить от гнева общества такого извращенца может только высокий статус и недоказанность преступления. Обвинить в таких практиках означает тяжко оскорбить.
Супружеские измены и извращения караются церковью, а вот изнасилование является уголовно наказуемым преступлением. Если была изнасилована незамужняя девица, насильник, как правило, обязан жениться на ней.
Заканчивая эту тему, стоит отметить, что под тонкой корочкой христианской культуры бурлила культура языческая, чувственная. В отдельные моменты они могли вступать в мучительное противоречие, но большинство жило в рамках более или менее лицемерного двоеверия. Это касается не только секса и любви, но и его тоже.
Однако о религии и грехе буде отдельный разговор. Покамест перейдём к исландцам.
Исландцы
Для них брак не является священным таинством, это всего лишь брачный договор. Поэтому при нарушении оного договора брак легко может быть расторгнут (это делается в устной форме), и бывшая жена, скорее всего, вернётся в дом отца.
Муж должен помогать родным своей жены, защищать их честь, а они должны поддержать его и оказывать ему помощь. Даже за оскорблением мужем родни жены автоматически следует развод. Собственно, это и есть главная причина для расторжения брака (помимо побоев и несправедливости в имущественных вопросах)
Другим интересным отличием является неторопливость исландцев в вопросах брака. Девушка нередко предпочтёт подождать жениха получше, чем выскочит замуж из страха остаться старой девой. Конечно, решает этот вопрос ей семья, но и мнение невесты — далеко не самое последнее.
Более спокойное отношение к браку отражается на вопросах супружеской измены и статусе бастардов. У мужа вполне могут быть наложницы, а наследовать отцу может и незаконный ребёнок. Более того, разница в статусе законных детей и бастардов малозаметна. Порой бастарду, если он старше законного сына, может быть даже оказано предпочтение, особенно если он талантлив или, как считается, отмечен благословлением богов.
Таким образом, осуждаются только совершаемые женой измены — ведь тогда неизвестно, чьими на самом деле являются её дети.
В остальном хороший брак в представлении исландцев примерно таков же, как и для более южных народов.
Что же касается любви, то часто плотская страсть рассматривается как источник беззакония и преступлений. Это страшная и не зависящая от человека сила. В сагах нередко воспевается любовь, однако многие любовные истории в них заканчиваются печально. Заметно бОльшим уважением пользуются родственная и товарищеская любовь, а также верная любовь между супругами.
Наконец, секс может быть составляющей супружеских чувств или страстной любви, но и прекрасным образом существует отдельно. К нему относятся спокойно, говорят о нём открыто, считают частью нормальной жизни. Однако маргинальные виды секса осуждаются не меньше, чем на юге. Обвинить в скотоложестве или содомии — тяжкое оскорбление (существует специфическое выражение "Ты родил от меня волка", что означает "имел я тебя"). Более того, поведение, несвойственное полу данного человека, считается признаком колдуна и воспринимается как опасное. Института, который карал бы за подобное, не существует, хотя может последовать самосуд. За супружескую измену или изнасилование с преступником будет разбираться родня оскорблённого или оскорблённой.
Посетите также мою страничку
anotepad.com/note/read/m6mpbatk оформить карту в таджикистане россиянину
33490-+