Опера в XVIII веке представляет собой явление, во-первых, очень популярное, а, во-вторых, сложное и противоречивое. В Италии оперный спектакль – это виртуозное пение и виртуозно запутанные сюжеты. Это относится и к серьёзным произведениям (поджанр называется opera seria, «серьёзная опера»), и к комическим (эту разновидность называют opera buffa, «шутовской оперой»).

знаменитая увертюра к опере-буффа "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини

В серьёзных операх сюжет зрители, как правило, знали заранее, тем более что он был основан на мифологии или древней истории. Жанр характеризовался обилием персонажей, патетикой, конфликтом чувств и долга. Такова была опера Доменико Чимарозы «Горации и Куриации», где две семьи, соединённые узами любви и брака, в условиях войны вынуждены были пойти друг против друга. В финале народ славил героя, который убил бывшего друга и жениха своей сестры в бою, а потом убил и свою сестру, плакавшую по возлюбленному.

по ссылке - финал оперы-сериа "Милосердие Тита" В. А. Моцарта

В комических же операх зрители следили за интригой, подчас весьма запутанной. Одной из самых популярных в то время опер был «Тайный брак» Чимарозы (именно этот композитор «открыл» Флорию Тоску, и в его операх она блистала). Интрига заключается в том, что недалёкий деспот-отец хочет выдать свою дочку замуж за английского лорда, тогда как она уже тайно обвенчана с секретарём собственного батюшки. После путаницы, интриг, обманов тайный брак открывается, лорда женят на сестре героини, и все счастливы.

Финал первого акта оперы-буффа "Итальянка в Алжире" Дж.Россини

Несмотря на увлекательные сюжеты, даже в комической опере основной интерес вызывали вокальные данные певцов. Часто бывало так, что часть публики выходила из зрительного зала, прогуливалась по галерее и спешила обратно в преддверии самой эффектной ноты.

Да и в остальном поведение зрителей было не таким, как принято сейчас. Зал шумел, бурно обсуждая происходящее на сцене и мастерство исполнителей. Продавцы разносили сладости и прохладительные напитки. А увертюра (вступительная музыка перед оперой) появилась не для того, чтобы передать идейный смысл произведения или настроить слушателя, а для того, чтобы опоздавшие могли спокойно пройти на свои места.

Собственно действие, начинавшееся после увертюры, делилось на отдельные номера: арии, а также дуэты, терцеты и другие ансамбли. Между собой они соединялись речитативами, то есть эдакими полу-музыкальными диалогами с минимумом музыкального сопровождения (обычно под аккорды клавесина).

В качестве примера приведу финал первого акта оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». На речитативах лежит вся сюжетная нагрузка, а музыкальная часть (в данном случае хор и ария Фигаро) являются реакцией персонажей на события.

Здесь звучит одна из самых известных моцатовских арий - Non piu andrai ("Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый...")

Этот ролик затрагивает ещё одну тему. Керубино в «Свадьбе» традиционно играется женщинами, и его партия написана для женского меццо-сопрано. В XVIII веке многие мужские партии писались для высоких голосов и исполнялись женщинами или кастратами. Случалось, что мужскую роль пела женщина, а женскую – музико (так называют певцов-кастратов, музиче в множественном числе, музико в единственном, назвать «кастратом» – оскорбление).

Это ария из кататы Вивальди "Юдифь торжествующая". Персонаж мужской, написано для женского голоса

Ещё одна ария из той же кантаты, но персонаж - женщина

Современники писали, что женская нежность, мужская сила и мальчишеская звонкость сочетаются в голосе музико. Но мы о мастерстве кастратов имеем весьма условное представление. Возможно, этот ролик сможет передать, по крайней мере, необычность это явления – женского голоса в мужском теле.

Филипп Жарусски поёт арию Керубино из "Свадьбы Фигаро" В.А.Моцарта

Путь кастрата часто был для мальчиков из бедных семей лотерейным билетом, шансом на богатство и славу. Такие певцы, добившись популярности, становились звёздами, предметами настоящего поклонения. Однако на момент игры эпоха кастратов уже заканчивается. Женщины и раньше составляли им конкуренцию, но сейчас певиц становится всё больше, они вытесняют музиче. Они появились даже в папском Риме, где до прихода неаполитанцев пели только кастраты.

А во Франции и вовсе никогда не принимали кастратов и их искусства, и дискуссии о них не вызывали интереса. Там были свои баталии. Сперва дореволюционная «лирическая трагедия» с многочисленными танцами, придворными условностями и «галантными» сюжетами трещала под натиском комической оперы и нападками прогрессивно настроенных мыслителей, требовавших правдоподобия на оперной сцене. Развернулась настоящая война между сторонниками серьёзной и комической опер.

Признанным мастером французской комической оперы был Андре Гретри.

Ария из его оперы "Ричард Львиное Сердце"

Затем грянула революция, и не стало ни лирической трагедии, ни её любителей-придворных. Популярными сделались «оперы спасения», исполненные пафоса борьбы с тиранией, с драматичными сюжетами, но всегда заканчивающиеся счастливо (отсюда и название). В этом жанре отличился Луиджи Керубини, итальянец, работавший во Франции. Его опера «Ладоиска» стала культовым произведением, тем более что этому способствовал увлекательный сюжет – некий условно польский тиран шантажирует девушку, принуждая её отдаться, но возлюбленный героини заручается помощь отважных татар, штурмует замок, где томится пленница, убивает злодея и воссоединяется с любимой.

Отрывок из "Лодоиски"

В Италии в описываемый момент популярны оперы Чимарозы, Паизиелло и других, менее известных композиторов. Однако Паизиелло стареет, а Чимароза, чьё здоровье ослабло после неаполитанской тюрьмы, куда он попал за революционные убеждения, недавно умер. Опера находится на пороге новой эпохи, и никто не знает, какой она будет.

@темы: Тоска, фрагменты пьесы, язык веера