Но, увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников.
Гоголь
То, как человек ведет себя в обществе, чётко говорит о том, что он являет собой. По поведению можно понять статус, убеждения, связи с окружающими и многое другое, невозможность или нежелание следовать принятым нормам также говорит о многом. Все перечисленные ниже особенности поведения работают на то, чтобы создавать образ человека в обществе и служить маркером его статуса.
Общие принципы довольно просты: вежливость, внимательность, использование комплиментов вплоть до лести, непринуждённо-весёлый вид в почти любой ситуации. И при этом необходимо сохранять самое главное — чувство собственного достоинства. Важно понимать своё место и место собеседника на сословной лестнице и вести себя соответственно. Иерархия присутствующих четко определена, и главный способ выразить ее - следование формальным правилам этикета.
О том, к кому проявлять почтениеНа игре есть четыре группы лиц:
Высшая аристократия, это князь Назелли и епископ. Строго говоря, они имеют разный статус, но за плечами Назелли власть неаполитанского короля, а за спиной епископа – авторитет Церкви. Это самые уважаемые персоны среди присутствующих. Даже те, кто скептически относится к духовной власти священника или не рад нашествию неаполитанцев, должны быть почтительны с ними хотя бы в силу впитанного с молоком матери уважительного отношения к высокому рангу.
Все обращаются к Назелли – «Ваше Высочество», к епископу – «Ваше Преосвященство» (и сами они друг к другу тоже). При встрече мужчины приветствуют их поклоном (наклон корпуса вперёд), женщины книксеном («приседанием»).
Аристократия, представители которой более-менее равны между собой. Аристократ для другого аристократа — прежде всего человек своего сословия. Враг он или друг, он дворянин и заслуживает соответственного отношения.
Друг к другу они обращаются по титулам («барон», «маркиза», «граф»). Им, чтобы приветствовать друг друга, достаточно любезного кивка. Так же ведут себя с ними князь и епископ. Незнатные же особы, присутствующие на приёме, должны кланяться при встрече с аристократами и обращаться к ним по титулам:
к маркизу и маркизе — ваша светлость
к графу и графине — ваше сиятельство
к барону, виконту, кавалеру, леди Дэнверс — ваша милость или эччеленца, ваше превосходительство. К леди Дэнверс также миледи.
Если не помните, какой титул носит данный аристократ, хитрите – называйте благородным синьором, прекрасной синьорой и тому подобное.
Актеры. Их, в том числе артистов оперы, осуждает Церковь. Их даже не хоронят в ограде кладбища (как самоубийц). Женщины творческих профессий и как-либо связанные с театром, от оперных див до белошвеек, считаются легкодоступными, да собственно, так оно и есть. Любой актрисе (и актёру) для успеха необходим покровитель для отстаивания интересов своего протеже в театральном мире (и всем понятно, как за это расплачиваться). Разница только в статусе исполнителя — диве нужна персона поважнее, менее известной певице сойдёт кто-то поскромнее. Многие богатые мужчины рады предложить своё покровительство — это придаёт блеск. Покровительницей может быть и женщина.
На этом вечере присутствуют «звёзды», к ним отношение уважительное и даже восторженное — и всё же некая червоточинка есть. И она может напомнить о себе в ситуации, выходящей за рамки обыденной.
Более прозрачен в этом плане статус композитора. Хоть такие люди зачастую и низкого происхождения, но написание музыки не осуждается ни Церковью, ни общественным мнением, даже напротив.
Сами представители творческих профессий чувствуют свою чуждость, но реагируют по-разному — кто дерзостью, кто стремлением соблюдать все правила и вписаться в высокое общество.
К ним приличествуют обращения «синьора», «синьор».
Сами актеры обращаются к аристократам по титулам, как это описано выше.
Сбиры. Назвать кого-то (кроме самого сбира) сбиром – так же оскорбительно, как палачом или шпионом. Полицейские Рима набраны из самых разношёрстных людей, среди них немало преступников. Хотя барон Скарпиа установил в городе относительный порядок, и сбиры воспринимаются как необходимое зло, всё же отношение к ним колеблется между страхом и отвращением — причём вполне заслуженно.
В дом Аттаванти их не звали и не хотели бы звать. Поэтому аристократ будет их игнорировать, а, если вынужден будет общаться, попытается сохранять нейтрально-вежливое отношение, как к прислуге. Незнатные персоны тоже постараются не замечать полицейских. Если пришлось обратиться к ним, можно окликнуть по фамилии, если вы её знаете, или же «сбир». Обратиться «синьор сбир» может только человек, желающий польстить.
Сами сбиры должны сохранять почтительность в отношении знатных господ, обращаться к ним по титулам и пр., но, если ситуация примет неожиданный оборот, и, например, аристократ будет арестован, за поведение полицейских уже никто не может поручиться.Отдельным пунктом стоит отметить
подобающее обращение с женщинами. Важное качество воспитанного человека – галантность. Это не только утончённость, изящество, изысканная вежливость, но и крайняя степень уважения к женщине, поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов.
О том, как вести себя с дамамиЖенщину любого статуса, даже ниже себя, вежливый мужчина приветствует поклоном, если это только не прислуга. Также мужчина не может сидеть, если женщина стоит.
Вежливый мужчина должен делать женщине комплименты, окружать её вниманием, выполнять её просьбы и предлагать услуги, то есть проявлять галантность. Если он сух и невнимателен, это странно и некрасиво с точки зрения как женщин, так и других мужчин.
Это относится и к незнатным персонажам — но те должны быть осторожны, чтобы не переступить грань почтительности.
Для молодого человека практически входит в обязанность ухаживание за замужними женщинами, проявление внимания по отношению к ним. Более того, при некоторых замужних женщинах есть официальный, утверждённый мужем и семьёй кавалер — чичисбей, молодой человек, который сопровождает её в театр и на балы, ухаживает за ней, одним словом, оказывает то внимание, которое не оказывает занятый делами муж. В норме это не вызывает шушуканий, нареканий и слухов, а воспринимается абсолютно невинно.
Внимательность мужа к собственной жене — редкость, но воспринимается, в целом, положительно, хотя мужчины относятся к этому с некоторой долей насмешки.
По отношению к незамужним девушкам холостой мужчина должен быть осторожен — чрезмерное внимание может быть воспринято как намерение жениться, а если мужчина женат, то и непристойное намерение. Однако за вниманием женатых мужчин к незамужним девушкам общество не следит так пристально, эти господа имеют полное право проявлять галантность, пока это не выходит за рамки общих приличий.
Что касается самих дам, то здесь не существует строгих правил, но считается, что женщина должна быть скромна, мила и не допускать вольностей, не вести себя резко, грубо, напористо, одним словом — по-мужски. Женщине в целом прощается больше, нежели мужчине.Особенности поведениянюансы, о которых нельзя забыватьЖенщина может подать мужчине руку для поцелуя. Это знак особого внимания и благоволения. Муж может попросить жену подать руку кому-то из мужчин как знак благоволения всей семьи этому человеку.
Между дамами принято более сердечное отношение, чем между мужчинами. Они могут позволить себе расцеловаться при встрече, пожать друг другу руки. Это распространено и между родственниками.
Подчёркнуто религиозный человек, вне зависимости от пола, может при встрече поцеловать епископу руку или попросить благословения.
Епископ кого угодно может назвать "сын мой/дочь моя". Это сильно подчёркивает духовную власть, напоминает о власти Церкви, и реакция будет соответствующей, в зависимости от религиозности собеседника.
Пробуя еду, напиток или достав табакерку, следует предложить угоститься собеседнику: даме — прежде чем попробовать самому, мужчине — после того, как попробовать самому. К женщинам это правило тоже относится в полной мере. Если дама согласится, то мужчине следует принести ей искомое, а женщине — послать кого-то из мужчин за лакомством, которое захотела отведать собеседница.
Если начинаются танцы, кавалер приглашает даму. Если дама отказала ему, она показывает своё пренебрежение им или же хочет показать своё осуждение, неприятие.
Человек низкого происхождения, разговаривая со знатным, может на протяжении всей беседы стоять в полупоклоне. Но надо понимать, что такой персонаж очень почитает чины и звания или же является лизоблюдом.Несоблюдение приличийи чем это грозитПравилам хорошего тона вполне может не следовать дерзкий или невоспитанный персонаж. Но реакция на это окружающих будет соответственной: мужчина может быть вызван на дуэль (не обязательно тем, кого он задел, но любым присутствующим, желающим, например, вступиться за честь обиженной дамы), а с женщиной перестанут общаться. Возможны менее серьёзные санкции. Особенной властью в этом плане обладают хозяева дома – они могут сделать замечание и даже попросить грубого гостя удалиться. В целом именно хозяевам принадлежит исключительное право (и обязанность) мирно разрешать возникшие конфликты.